ГЛАВНАЯ




arifmeZ



МАГИЯ СЛОВА АЛИСТЕРА КРОУЛИ
специально для ХуЛi

Странное стечение обстоятельств: Лемингтон – маленькая деревня, дала Англии двух её величайших поэтов – ибо никто не должен забывать Шекспира.
Алистер Кроули

Он был уникальным писателем и самым известным магом ХХ века. Бесстрашным экспериментатором в области употребления психотропных веществ, бисексуалом, распутником, эгоманьяком, пророком, вставшим на один уровень с Богом. Альпинистом и бесшабашным авантюристом. Он называл себя Великим Зверем Апокалипсиса. Считал, что послан Высшими Силами учить человечество закону истинной воли: «Делай что изволишь – вот весь закон». Речь идет о «самом порочном человеке в мире» - Алистере Кроули. Сейчас имя Кроули известно каждому культурному человеку, даже не имеющему отношения к оккультизму. Это стало возможным благодаря его огромному литературному наследию. Еще в период обучения в Тринити колледже, которого он так и не окончил, увлекшись йогой, оккультизмом и стихосложением, Кроули стал считать себя поэтом. Поэзия была для него антихристианским оружием, которое с нескрываемой иронией было нацелено на образы «запретной» любви. Стимулируя творческий процесс интенсивной половой жизнью, в конце одного из ранних стихотворений Кроули писал:

Неужели я пал так низко? Мои губы накрашены.
Я покрываю щеки румянами, чтобы соблазнить
мужчину, чтобы погубить его.
Я продаю свое тело в кричащих, причудливо
украшенных одеждах.
Мое дыхание пахнет духами, как дыхание проститутки.
Я дарю поцелуи за деньги –
Даже Иисус не мечтал о такой жертве?
Наверняка, это явный намек на удовольствие, которое он получал от совершения над ним
актов содомии в колледже.

Кроули не писал «в стол», считая, что поэзия должна печататься и, ни на минуту не сомневаясь в том, что его произведения написаны на достаточно высоком уровне и достойны публикации. Располагая высокими доходами, он имел возможность публиковать все, что писал, поэтому содержимое сборников стихов Кроули сильно разнилось по качеству. Не будучи склонным к самокритике, он, порой не дожидаясь, когда высохнут чернила, отдавал в печать все, что казалось ему того достойным. Издателем первых книг Кроули был кембриджский печатник и книготорговец, известный как ведущий издатель эротической и порнографической литературы – Смитерс. Он открыл миру произведения Оскара Уайльда, Обри Бердслея и других писателей-декадентов. Первой публикацией стала тонкая книжка, названная «Акелдама», что означает «проклятое место», а в Библии упоминается, как «место самоубийства Иуды». Одна из тем ранней лирики Кроули – гомосексуальность. В XXI строфе «Акелдамы» вместе с поисками новой системы веры отраженна незрелая гомосексуальность:

Дай мне учителя! Не скучного жреца,
Что чудеса творит, как тяжкую работу,
Но юношу презренного,
Царя мужчин, чей дух освобожден
От всей тщеты, чьи губы не знакомы
С мужскою лаской.
Ах! Пусть лишь единожды они теплом
нальются, моих коснувшись губ.

И с первой же публикации к Кроули стали относиться настороженно, удостоив её только одной рецензией: «все стихотворения книги пронизаны скептицизмом и покрыты налетом разврата, поэтому к ней стоит относиться с осторожностью». Позднее, Кроули написал более толстую книгу «Белые пятна». Она представляла собой цикл стихотворений о поэте, который помешался на сексуальной почве и стал убийцей. В этих эротических стихотворениях была представлена полная гамма сексуального поведения:

Сдавить тебе живот и пить
Безбожный сок
Из озера зловонных испражнений,
Что исторгает твой висящий труп.

Это отрывок из последнего в сборнике стихотворения "Некрофилия". Подобная поэтика сексуальной анархии в творчестве Кроули была явным протестом против оков репрессированной сексуальности викторианской эпохи. Еще одним аспектом поэзии Кроули было объединение сексуальности и смерти. В "Некрофилии" он выражен неоправданно грубо:

...Член встает
Ныряет, воет, звякает, сосет,
Визжит, трясется, еблей наслаждаясь.
Держи меня, я кончил! Боже мой!

Более удачный пример выражения принципа секс-смерть – это стихотворение «Победа»:

Соси же яд. Твое дыханье прежде
Столь сладким не казалось!
Твой поцелуй. О Боже мой,
Сколь сладок он! Ах, мой Господь!
Теперь мы вместе! В страсти! В смерти!

«Белые пятна» часто пытались использовать в качестве доказательства порочности автора, т.к. гомосексуальность являлась уголовно-наказуемым деянием. На подобные нападки Кроули отвечал: «Ослы! С формальной точки зрения это действительно порнографическая книга, однако факт написания ее – это лишь необычный способ, с помощью которого я доказал чистоту моего сердца и разума». В этой книге Кроули хотел показать, что изображенный в ней тип поведения является проявлением сексуальной магии, а потому приемлем, ибо секс в магии – средство искупления грехов. Тем не менее по меркам того времени книга была все-таки признанна порнографической, большая часть тиража была уничтожена. Третья книга «Зеленые Альпы» так и не была напечатана из-за авантюр со стороны находящегося на грани банкротства Смитерса. В «Зеленых Альпах» Кроули показал свою духовную ипостась, как поэта:

Любовь обрел я там, где ожидал найти
Дух, отразивший все мои пороки
И страсти, что глумились над любовью.
Одно из стихотворений этого сборника – это манифестация похоти:
О губы жаркие, что как бутон раскрылись,
Дыханием лицо мне опалив,
О груди страстные, что сладость налились,
Как мне покинуть вас, не укусив!

Позднее эти стихотворения были включены в более поздние книги. После такой неудачи, Кроули передал привилегию на печатание своих произведений Чарльзу Томасу Якоби, управляющему издательством Chiswick Press в Лондоне, остававшимся его издателям до самой своей смерти. Спустя немного времени они выпустили в свет третью книгу – «Сказания об Первоначале». Она получила гораздо больше отзывов, чем предыдущие книги, резюмировалась, как выдуманная своеобразная мифология, написанная легким ритмом, удивительно свободная от грязного налета чувственности. Решив, что три книги в год – не достаточно, Кроули выпускает четвертый сборник лирики «Песни духа», получивший большой резонанс в прессе и даже известность за границей. Критиками была высоко оценена жизненная философия, формируемая Кроули в стихах. Еще большее внимание привлекла следующая книга «Йефтах», после которой на Кроули посыпались дальновидные утверждения о том, что у него есть своя особенная миссия.

Кроули продолжал выпускать с бешеной скоростью один сборник стихов за другим. Он выпустил столько книг, что всего через семь лет после появления первого сборника, смог издать трехтомное собрание сочинений общим объемом примерно в тысячу страниц. Фуллер отмечает, что "за десять лет Кроули написал примерно сто тысяч строк, около половины написанного Браунингом за 56 лет".

Поэзия Кроули намного опережала свое время. Он сочинял в риторической, стилизованной и цветистой манере, свойственной поэтам-декадентам 1890-х годов, и в то же время смотрел в двадцатый век, затрагивая темы и концепты, которым только предстояло стать привычным материалом поэзии.

Поэзия стала для Кроули искусством единения с Богом. В своей последней книге "Олла" он возвращается к поэзии после многих лет исследования иных путей к Божественному: "Мне следует объяснить задачу любого поэта. Вот она - открыть Божественное в каждом человеке выражением восторга в момент экстатического Союза с этим Божественным, и, таким образом, показать, сколь праведна и совершенна любая душа". За пятьдесят лет до того, как было сделано это заключение, Кроули выразил то же самое в стихах:

...и двойственность природы
Любви вдруг потеряла ясность. Я ощутил
Ее сердцебиение в своем, слиянье губ...
Туманней стало ощущенье Бога.
И Бог и я, нет больше ничего,
Все лишь во мне сплотилось,
В моем единственном Существовании.

Поэзия и магия Кроули существовали в симбиозе. Он смотрел на мир через магическую призму, воплощая увиденные образы в стихах. А его магия была основана на могущественном поэтическом тексте «Книга Закона», продиктованном ангелом по имени Айвасс.

Как мы видим, магия и поэзия неразрывно связаны между собой!













Рейтинг@Mail.ru